Для чего кроме размножения растениям нужны семена?

Для чего нужны семена. Занятие с детьми 5–6 лет

Проблемы:

  1. Экологическая обстановка нашей планеты неблагоприятна, поэтому надо научить будущее поколение быть внимательными и бережными к природе, любить, охранять и беречь ее.
  2. Недополучение положительных эмоций в общении с природой накладывает свой отпечаток на здоровье, нравственное воспитание детей.

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах.

Задачи: Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызывать интерес к исследовательской деятельности, экспериментировать с семенами.

Ожидаемый результат: увидеть конечный результат, полученный путем эксперимента, достижение положительных эмоций.

Участники проекта: Воспитатель, дети.

Направление работы: Исследовательская.

Внутренние связи: Дети старшего дошкольного возраста.

Формы работы: Опыт, наблюдение, ухаживание, полив, пересадка.

Предварительная работа: Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов. Разделить их пополам, одни семена замочить, в разных баночка или емкостях, постоянно подливая воду, другие же остаются сухими. Поместить их на окно или в уголок природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке начнут прорастать, а без воды нет. Дети делаю вывод, что им нужна вода, свет. Затем проводится следующий эксперимент, набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений. Вывод семенам нужно ещё и тепло.

Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с непроросшими. Что изменилось? Какими они стали? Похожи ли ни друг на друга? Предложить посадить семена в разные прозрачные горшочки. В каких горшочках появятся всходы быстрей? Как вы думаете, семена проросли, у них появился корешок, стебелек, что происходит с семечком? (Оно растет, так же как и мы). Значит оно живое? Если оно растет, пьет воду, ему нужно тепло? (Да, оно живое). Если оно живое значит, оно должно дышать? Как можно узнать дышит растение или нет? (Высказывание детей, если они не знают предложить им прикрыть всходы маленькими банчками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит). Дети фиксируют наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы. Пока идет процесс роста посаженных семя предложить детям с помощью родителей в течение недели собирать дома различные семена фруктов, овощей, ягод, которые они ели дома. А также семена злаков из которых делают каши. Если дома есть желуди или каштаны, шишки можно предложить принести их в детский сад. Все это размещается в коробке в маленьких ячейках, или полителеновых пакетиках.

Ход занятия

Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

Они растут на ветке
В моем большом саду,
К осени поспеют, и я их соберу.
В них много витаминов,
Полезны и вкусны,
Сочные и сладкие, отгадай кто мы? (Фрукты).

Предложить детям разрезанные яблоки, груши. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цвету и запаху, вкусу? Что произойдет если кусочки этих фруктов положить на бумажную или полотняную салфетку? (Дети высказывают предположение и проводят опыт.) Остается мокрый след, делают вывод, что в них есть вода или сок. Какой сок получится из груш, яблок, дыни, арбуза, персика, апельсина? Игра “Определи на вкус” Послушайте, про что я хочу вам рассказать…

Как на нашей грядке, выросли загадки.

Зеленые и красные,
Кислые и сладкие,
Скоро в огород пойдем,
Урожай весь соберем..
Что это за загадки такие выросли на грядке? (Овощи).

Предложить внимательно рассмотреть овощи, что у них есть? Из чего они состоят? Сверху семена покрыты кожицей или плотной кожурой, затем мякоть в ней есть семена. Какую часть можно употреблять в пищу? (Вкусную, сочную мякоть, семена надо удалить). Чем овощи и фрукты похожи и чем отличаются? Предложить положить овощи на салфетки, что получилось? Что у овощей лучше всего употреблять в пищу? А у фруктов? (Тоже лучше всего мякоть). Можно ли из овощей делать соки также как и из фруктов? Как эти соки будут называться?

Предложить вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей, которые можно разрезать. Почему мы не можем разрезать Семены помидора? Оно мелкое и тонкое. Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что сначала появилось, что происходило потом. Идет обсуждение результатов по проращиванию семян. Дети делают вывод: что для растений нужно тепло вода, свет и любовь. Обратить внимание детей что семена, которые мы с вами собирали все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гадких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д. Игра

“ Разложим по величине”. Дети раскладывают семена по величине. От самого маленького к самому крупному, от самого гладкого к самому шершавому. Я хотела бы узнать может кто знает стихи про овощи и фрукты? Чтение стихов.(по желанию педагога).

Наливное, сладкое
С яблони упало –
Бок себе помяло.

Поскорей сорви ты с ветки
Грушу, что полезна всем
Она лучше, чем конфетка, и не кислая совсем.

С жёлтой кожицей лимон
Витаминов полон он.
В чай добавь его скорей –
Станешь выглядеть бодрей.

Жёлто-красный абрикос –
Он в саду на юге рос.
Будем пить мы круглый год.
Абрикосовый компот.

Принесли из магазина
Фруктов целую корзину,
В ней для Саши и для Зины
Золотые ….. апельсины.

Персик сочный, ароматный;
Южным солнцем он согрет.
Сладок вкус его приятный,
В яркий бархат он одет.

Сами сеяли горох,
Урожая ждали.
Чтоб горох наш не засох,
Землю поливали.

На грядке в теплый солнечный денек
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать,
Но нельзя ему на грядке зимовать.

В огороде рос хрустящий
Наш зеленый молодец
Этот овощ настоящий
Длинный, сладкий …. огурец.

Всем известен тот сеньор,
Он растет в теплице.
Краснощекий помидор
Важный, круглолицый.

Овощ это или фрукт –
Я не знаю даже.
Может кто-то из ребят
Мне ответ подскажет?
Ярко-жёлтый или рыжий?
Рассмотри его поближе,
Но не пробуй приподнять –
Весит килограммов пять.
Тыквы семечки вкусны.
Она хранится до весны.
Эту тыкву мама ваша
В пшенную добавит кашу.

В конце занятия предложить детям сделать обобщение: у всех растений есть семена. Семена бывают разными; большими и маленькими, гладкими и шершавыми, разными по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратным при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодам, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.

Для чего кроме размножения растениям нужны семена?

Семя — генеративный орган растения, служащий для размножения и расселения растений. У покрытосеменных (цветовых растений) семя образуется внутри плода из семяпочки (семязачатка).

Функции семени
  • Размножение

Отделяясь от материнского организма, семя может прорасти и дать начало новому растению.

Благодаря семенам, некоторые из которых имеют воздушные мешки, дочерние растения могут расти на расстоянии десятков километров от материнского. Прорастая на новых территориях, они занимают их и распространяются.

Перенесение неблагоприятных условий

Семя выживает при таких неблагоприятных факторах, где листостебельное растение погибло бы. Именно семя дает возможность выжить зародышу растения во время зимнего холода, недостатка влаги, летнего зноя.

Строение семени

Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и эндосперма. Основную часть семени занимает зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька с зародышевой почечкой, и зародышевых листьев — семядолей, которые при прорастании семени становятся первыми эмбриональными листьям саженца.

Семенная кожура — обязательный атрибут семени, представляет собой многослойное образование, защищающее внутреннее содержимое семени от высыхания и преждевременного прорастания. Может иметь на поверхности различные образования. На семенной кожуре всегда можно найти след (рубчик) от семяножки, соединявшей семя со стенкой плода. Рядом с рубчиком находится еще одно отверстие — семявход (микропиле), через которое при намачивании внутрь семени поступает вода, после чего начинается важный процесс — набухание семени.

Эндосперм — запасающая ткань семени растения, необходимая для роста и развития зародыша. В некоторых семенах эндосперм может отсутствовать, в этом случае его функцию на себя берет семядоля. Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах бобовых, тыквенных, сложноцветных (гороха, подсолнечника, фасоли, тыквы).

В семенах злаковых находится одна семядоля, которую называют — щиток. Щиток выполняет функцию транспорта питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Прорастание семени

Прорастанием семени называется переход от состояния покоя к вегетативном росту зародыша и формированию из него проростка. Развивается молодое растение. Этот крайне важный процесс требует нескольких обязательных условий:

    Увлажнение семени

При этом вода поступает через семявход внутрь семени. Как только это происходит, питательные вещества начинают растворяться в воде, и становится возможным их усвоение для зародыша. При полном погружении в воду, в которой мало растворенного кислорода (кипяченая вода), семена могут погибнуть из-за нехватки кислорода.

Доступ воздуха к семени

А точнее — кислорода. Клетки зародыша дышат, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Наличие в семени запасных питательных веществ.

До момента, когда растение начнет фотосинтезировать — вся надежда только на запасные вещества. Они содержатся либо в семядоли (семядолях), либо — в эндосперме.

Как видно из картинки выше, удаление семядоли значительно замедляет рост и развитие растения (у 1 и 2 растения слева). У растения справа (3) сохранены обе семядоли, оно опережает в росте и развитие растение (2).

Для каждого вида растения температура своя. Есть растения, которые прорастают при температуре выше 15°C — огурцы, кукуруза, перец. Другие адаптированы к гораздо меньшим температурам, чуть выше +2 °C — укроп, рожь, морковь, редис, пшеница. Это обусловлено эволюционно, в зависимости от климата в регионе места происхождения растения. Исходя из этого, растения подразделяются на теплолюбивые и холодостойкие.

Семена некоторых растений не способны прорастать без освещения: марь белая (лебеда), салат латук, сельдерей. Свет стимулирует прорастание семян многих растений, активируя зародыш посредством фотохимической реакции. Также существуют растения, семена которых способны прорастать только в полной темноте — лук, конопля.

В данном случае руководствуются общим правилом: чем меньше семена, тем более поверхностно их закладывают. Семена фасоли закладывают на 4-5 см, а очень мелкие семена, не закапывая, сеют на самой поверхности почвы: семена земляники, мака, мяты, наперстянки, подорожника.

Если все условия прорастания семян соблюдены, то образуется проросток. Проросток — стадия онтогенеза растения с момента выхода зародыша из семенной кожуры.

Типы прорастания семян

Существуют два типа прорастания семян:

    Надземный

При надземном типе прорастания семядоли с почкой выносятся в воздушную среду над поверхностью почвы и становятся первыми фотосинтезирующими листьями (зародышевые листья). Такой тип прорастания имеется у редьки, тыквы, фасоли, огурцов, лука, капусты, томатов.

Семядоли не выносятся на поверхность почвы, а остаются в ней. Поверхности почвы достигает только почка с первыми листьями. Характерно для гороха, дуба, лещины, пшеницы.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Размножение растений

Семена : Травянистые растения

Выращивание травянистых растений из семян распространено так же широко, как и выращивание горшечных или даже альпийских растений. Хотя большинство сортов травянистых растений получены в результате селекции и требуют вегетативного размножения, многие из них, вроде дельфиниумов и люпинов, можно успешно выращивать из семян.

Семена многих холодостойких растений, особенно созревающие в конце лета или осенью, перед проращиванием нужно выдержать на холоде, чтобы вывести их из состояния покоя.

Если растения отцветают весной, а семена образуются летом, то последние, как правило, не имеют периода покоя; их собирают и высевают слегка зелеными. Семена очень быстро прорастают, и сеянцы появляются еще до наступления зимы.

У некоторых травянистых растений, особенно представителей семейства бобовых, например люпина, семена имеют очень плотную кожуру. Это предупреждает их раннее прорастание: нужно время, чтобы кожура в почве разрушилась и семена могли начать поглощать воду. Для ускорения прорастания этих семян их кожуру надрезают лезвием безопасной бритвы и таким образом облегчают поступление в них воды; кроме того, семена можно потереть грубой наждачной бумагой или другими абразивными материалами.

Период покоя у некоторых травянистых растений, например у лилий и пионов, протекает довольно своеобразно, задерживая появление всходов. Если посев проводят в зимневесенний период, с повышением температуры семена начинают прорастать, но при этом образуется одна корневая система. Для развития стеблей растению необходимо пережить еще один период зимних холодов. В результате всходы появляются лишь весной второго года. До этого времени не впадайте в отчаяние и не выбрасывайте не давшие всходы семена.

Посев семян травянистых растений

Посев проводят в кюветы-растильни или невысокие горшки — в зависимости от количества семян. Тугопрорастающие семена лучше высевать в смесь с высоким содержанием почвы, которая сохраняет свою механическую структуру в течение длительного времени, несмотря на воздействие факторов внешней среды. Субстрат же на основе торфа вполне удовлетворителен для сравнительно быстропрорастающих семян, обычно высеваемых весной.

Почвенную смесь в углах сосуда и у его основания уплотняют, избыток удаляют, при помощи дощечки несколько утрамбовывают, так что поверхность субстрата оказывается в 0,5—1 см ниже края растильни. Крупные семена при высеве располагают на рекомендуемых расстояниях друг от друга; более мелкие сеют вразброс. Высеянные семена вдавливают в субстрат и, если им предстоит зимовать, сверху насыпают слой крупнозернистого песка, если же прорастание ожидается скоро, сверху насыпают слой просеянного субстрата. Затем помещают этикетку и поливают. Если семена нуждаются в промораживании, сосуд устанавливают на площадке с хорошим дренажем. Если необходимости в промораживании нет, проращивание ведут в теплом помещении (21 °С). Сеянцы травянистых растений подвержены многим заболеваниям, приводящим к полеганию. Поэтому всходы периодически нужно поливать раствором медьсодержащего фунгицида. Как только сеянцы подрастут, их пикируют в отдельные горшки.

1. В растильню засыпают почвенную смесь, слегка приминают ее и разравнивают, убирая излишки.

2. Пользуясь дощечкой, субстрат уплотняют так, что его поверхность опускается на 0,5—1 см ниже краев растильни.

3. Крупные семена раскладывают по одному по рекомендуемой схеме, мелкие — высевают вразброс.

4. При помощи дощечки семена легко вдавливают в субстрат.

5. В зависимости от конкретных условий семена присыпают песком или просеянной почвенной смесью.

6. Излишек песка (все, что выше краев растильни) удаляют.

7. Проводят полив. Сосуд устанавливают на площадке с хорошим дренажем.

8. После появления всходов растения регулярно обрабатывают фунгицидами.

9. Как только сеянцы подрастут, их распикировывают в отдельные горшки.

Что заставляет растения расти?

Ботаника Начало

Как растут растения?Удивительно, но в общем жизнь растений очень похожа на то, как растут люди. Все, вплоть до полового размножения для многих видов растений.

Как растения растут. Как это может быть изменено

Как растения растут. Как это может быть изменено

Подобно тому, как люди имеют существенные потребности для выживания, все растения требуют несколько основных элементов, чтобы расти и процветать, в том числе …

  • Минеральные вещества из почвы (чем более богата питательными веществами почва, тем лучше растение будет расти)
  • Вода
  • Воздух (диоксид углерода, водород и кислород)
  • Солнечный свет
  • Правильная температура почвы
  • Правильная температура воздуха

Сколько растению нужно каждого элемента изначально зависит от исходной среды обитания растения. Например, растения тропического леса, которое требует постоянно влажных и теплых условий могли бы, очевидно, не выжить в пустыне.

Но по человеческому желанию, способность растения, не должна полностью зависеть от природы. Органические фермеры, садоводы, ученые и исследователи «изменили» характеристики многих необходимых растений для того, чтобы дать им возможность развиваться и в других средах.

Продолжая пример растений тропического леса, если фермер замечает, что одну растению для урожая не нужно столь много воды, чтобы расти и плодоносить, он может начать перекрестно опылять это растение с другим растением с необходимыми качествами, в попытке начать новую «линию» (так называемую «разновидность» ) для создания более устойчивых растений тропических лесов. С течением времени и постоянного перекрестного опыления все больше и больше становится толерантных растений, таким образом растения тропического леса могут «научиться» выживать в условиях, которые значительно отличаются от своих родных земель.

Это намеренное перекрестное опыление может применяться к любой характеристике растения … от резистентности ( грубо говоря иммунитету растения,) цвета цветов, вкуса плодов и глубиной корневого слоя.

Теперь давайте перейдем к тому, что происходит внутри и между растениями. Что позволяет им расти, процветать и размножаться …

Как выращивать растения? От опыления к опылению: Жизненный цикл

Рискуем чрезмерного упростить, семь этапов цикла выращивания растений являются основными …

  1. Опыление
  2. Оплодотворение
  3. Образование семян
  4. Распространение семян
  5. Прорастание
  6. Продолжение роста
  7. Опыление

1. Опыление

В то время как некоторые растения могут размножаться бесполым (например, посадить срезку корня или стволовую резку, и новое растение получится), большинство растений размножаются половым путем посредством опыления.

Во время опыления, пыльцевые зерна , несущие мужской спермы (гамет) переносятся насекомыми или животными в женской части растения , где гаметы вступают в контакт с женской яйцеклеткой. Это может происходить либо между двумя растениями (переопыления) или в пределах того же растения (самоопыление). Половые органы , размножающихся половым путем растений находится там, что мы обычно называем цветами .

2. Оплодотворение

У некоторых видов растений, когда зерно пыльцы, содержащая гаметы вступает в контакт с женской частью цветка ( пестиком), зерна пыльцы проходит по трубке вниз в попытке достичь яйцеклетку растения.

У некоторых растений, пыльца может проходить по трубке до 40 см! Когда это произойдет, гамета пройдет через пыльцевую трубку, достигнет яйцеклетки и произойдет оплодотворение яйцеклетку.

У других типов растений, женские части содержат водянистые жидкости, через которую жгутиконосная сперма проплывает путь к оплодотворению яйцеклеток.

3. Семя Формирование

Образование семян начинается внутри материнского растения или части растения. Затем оно продолжает свой рост внутри плода в некоторых типах растений (покрытосеменных) или в открытом на околоцветнике в других типах (голосеменные).

4. Распространение семян

После того, как плод растения созрел или плод раскрылся, его семена разносятся ветром, водой, животными или насекомых в то время, когда условия идеально подходят для семян растений, чтобы прорасти и расти.

5. Всхожесть

Прорастание происходит, когда растение прорастает из семени и начинает расти, производя его знакомые части, включая корни, стебли и листья.Прорастание происходит после того, как семя растения приземлилось на землю или было втоптано в землю или засыпана в окружающей среде (то есть почвой).

6. Продолжение роста

В отличие от стволовых клеток животных, которые могут только создавать новые типы клеток на ранних стадиях развития животного, растения всегда создает новые части, основанные на необходимости из специальной ткани, которая называется меристема. Меристемы бывают двух типов — один для корней и один для верхней части — и состоит из различных типов клеток, которые «сработают» в нужный момент ( мы должны сказать, окажут действия на корень или стебель) ,

Процесс непрерывного роста растений стало возможным благодаря нескольким процессам , включая фотосинтез, передачу питательных веществ и транспирации (см наши Зачем нужна растениям вода? Страницу для получения дополнительной информации об этих).

7. Опыление

После того, как растение выросло и стало зрелым, она производит свои собственные цветы для опыления и оплодотворения. Пусть круг жизни продолжается вечно!

Могут ли растения производить потомство без помощи семян

Могут ли растения производить

потомство без помощи семян

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить размножение растений частями тела

познакомить учащихся со способами бесполого размножения, частями тела

продолжить формирование понятия размножение

выработать практические знания и умения по размножению растений частями своего тела

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: учащиеся узнают о способах вегетативного размножения растения

Получат возможность научиться работать с учебником

Метапредметные : учащиеся овладеют способностями: понимать главную задачу урока

Умение формулировать и аргументировать свое мнение

Личностные: развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению данной темы

Умение обобщать приобретенные знания и применять их на практике

Понимать значение размножения для сохранения разнообразия живой природы

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, лук пророщенный семенами и луковицами, хлорофитум с розетками, черенки смородины, клубни картофеля, листья комнатной фиалки, стаканчики с почвой.

Взаимное приветствие учителя и учеников

Проверка знаний учащихся:

А) Задание на соответствие на экране

1)Гаметы а) Процесс слияния женской и мужской гамет

2) Оплодотворение б) Оплодотворенная яйцеклетка

3) Зигота в) Половые клетки

4) Гермафродиты г) Способность живых организмов создавать

д) Обоеполый организм

Работа по парам — взаимопроверка (ученики на каждой парте меняются вариантами, проверяют, используя ключи на доске)

Б) Конкурс пар «Верите ли вы, что…» — учащиеся на каждой парте, посоветовавшись, дают ответ

1) В семядолях пшеницы большой запас питательных веществ? ( Нет, они в эндосперме. )

2) Плоды служат только для защиты семян ( Нет, помогают их расселению и размножению )

3) Внутри плода расположены семена ( Да )

4) Почкование происходит только у животных ( Нет, еще у дрожжей- грибов )

5) При бесполом размножении потомства точная копия родителя ( Да )

В) Конкурс « Биоаукцион »- «ДВА В ОДНОМ»

Обычно в половом размножении участвуют два организма. После оплодотворения из зиготы образуется ( зародыш ) дающий начало новому организму. Но из любого правила есть исключение. В животном мире есть виноградная улитка, бычий цепень…( дождевой червь )…гидра, у которых размножение идет по-другому. Как называют эти организмы по способу размножения ( гермафродиты )

ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ:

А) Введение в новую тему:

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся

Учитель: Собрались сегодня растения,

В огороде живущие и дикорастущие

Спросить хотят вас без стеснения,

Не ждет ли их обман:

Могут ли они давать потомство без семян?

Что же мы скажем растениям? Думаю, что вам несложно будет дать ответ.

Вспомните, как несколько уроков тому назад Иван Иванов и Петрова Мария перед всеми вами высаживали в разные лотки луковицы и семена лука.

Давайте посмотрим, что у нас получилось? ( лук пророс в обоих случаях )

— Следовательно, можно получить потомство и без семян. Растения могут размножаться частями своего тела. Как будет называться такое размножение ( бесполое ) Такой способ размножения (частями своего тела называется вегетативным с давних времен человек использует в своей практике — и в саду, и в огороде , а еще при размножении комнатных растений

-Быть может, вы знаете из книг, или видели, как бабушка с дедушкой в селе используют такое размножение. Какие части растений можно использовать?

— Давайте посмотрим слайд « Размножение растений Вегетативными органами»

После просмотра слайда-

У нас на уроке есть заготовки черенков смородины черной.

— Что такое черенок? Это часть однолетнего стебля с почками.

Сейчас мы посадим в подготовленные стаканчики с почвой. И урок за уроком будем наблюдать. А весной каждый из вас может взять свой черенок и посадить на даче или в огороде у бабушки в подготовленную почву. Посмотрите на рис. 36(1) на стр. 46

— Почки, оказавшиеся под землей дают начало…( учащиеся — корням), а надземные почки…(учащиеся — новым побегам или стеблям листьями)

Для этих целей можно использовать и часть корня — корневые отпрыски

Давайте посмотрим слайд «Размножение корневыми отпрысками»

После просмотра слайда вопрос к классу:

— Почему корневые отпрыски приживаются лучше, чем черенки? (часто черенки или загнивают от избытка влаги, или почки пересыхают при очень высокой температуре)

В размножении без семян участвуют и ползучие побеги –усы. Угадайте, какое растение так размножается? Угадали? ( клубника, земляника )

Посмотрите на рис. 36(2) на стр. 46 Он поможет вам сейчас ответить как происходит такое размножение.

Беседа. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы в результате познавательной и практической деятельности.

Коммуникативная деятельность: учащиеся строят понятные для одноклассников высказывания, извлекают необходимую информацию)

Физкультминутка (2-3 мин)

Цель: сменить деятельность учащихся, обеспечить эмоциональную разгрузку.

Раз, два, три – выросли кусты к солнцу потянулись (ученики медленной встают на носочки, тянут руки вверх) высоко стало им приятно и тепло

Ветерок пролетел — стебельки покачал (ученики делают наклоны влево и вправо)

Влево качнулись – низко пригнулись ( наклон — вправо, затем вниз)

Ветерок, убегай — ты кусты не сломай. Пусть они растут, Людям радость несут( Встают на носочки тянут руки вверх и затем опускают вниз)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ:

— А знаете ли вы что частями тела можно размножать и комнатные растения. Сегодня у нас на демонстрационном столе стоят разные растения

— Знаете ли вы их название (комнатная фиалка, традесканция, хлорофитум, герань)

— Давайте отделим листовые черенки у потомства фиалки и поместим в подготовленный стаканчик с водой. Как только появятся корни на черешке листа , мы пересадим его в цветочный горшок.

— А это растение — хлорофитум размножается очень просто. Обратите внимание на эти длинные побеги, на конце которых есть скопления листьев в виде розетки с маленькими корешками. Давайте отделим эту розетку от материнского растения, посадим в небольшой горшок. И с сегодняшнего дня будем наблюдать.

— А еще у нас с вами есть клубни картофеля, на котором есть глазки с почками, а на этом клубне — появились даже побеги. Используйте увиденное при выполнении домашнего задания, когда будете заполнять таблицу.

— Сегодня мы работали и с учебником и смотрели слайды и даже провели практическую работу. Давайте сделаем вывод, согласно теме урока.

ВЫВОД: Растения могут размножаться и с помощью семян ( половое размножение) и частями своего тела( бесполое вегетативное размножение)

(беседа с элементами рассказа). Учащиеся отвечают, работают по группам при рассаживании хлорофитума и черенковании листьев фиалки, делают вывод.

4) ЗАКРЕПЛЕНИЕ : а) Размножение корнями свойственно( малине)

б) человек размножает картофель (клубнями)

в) Какую часть растения вы сегодня использовали для

Г) К какой форме размножения относится

5) РЕФЛЕКСИЯ: Сегодня на уроке

Домашнее задание: изучить §15. Заполнить таблицу