Растения живые или нет

Что называют растениями? Общие характеристики, основные группы, строение и факты

  1. Что делает растение растением? Общие признаки
  2. Растительная клетка
  3. Виды растений
  4. Основная структура растений
  5. Интересные факты о растениях

Растения — это обширное царство живых организмов, которые встречаются на большей части суши планеты Земля, а также в водных средах обитания. Вы видите их повсюду. К ним относятся трава, деревья, цветы, кустарники, папоротники, мох и многие другие.

Существует около 320 000 видов растений, из которых подавляющее большинство, около 260–290 тысяч, дают семена. Зеленые растения обеспечивают значительную часть мирового кислорода и являются основой большинства экосистем Земли.

Что делает растение растением? Общие признаки

Вот несколько главных особенностей, которые делают живой организм растением:

  • Большинство растений получают свое питание посредством процесса, называемого фотосинтезом;
  • У растений есть кутикула (надкожица) — воскоподобный слой, который защищает их надземные части (стебли, листья, плоды) от высыхания;
  • У растений есть эукариотические клетки с жесткими клеточными стенками;
  • Растения размножаются спорами или половыми клетками;
  • Растут на протяжении всей своей жизни;
  • Как правило, ведут неподвижный (прикрепленный) образ жизни.

Растения являются продуцентами, производящими органические вещества с помощью углекислого газа и энергии солнечного света в процессе фотосинтеза.

Растительная клетка

Клетки растений имеют жесткие клеточные стенки состоящими из целлюлозы, хлоропласты (которые помогают в фотосинтезе), ядра и большие вакуоли, заполненные водой.

Одна из важнейших функций большинства растений — фотосинтез. Растения используют его для создания энергии непосредственно из солнечного света.

Виды растений

  • Деревья — пример сосудистых растений
  • Мхи — пример несосудистых растений

Есть много разных видов растений. Часто их подразделяют на две основные группы: сосудистые и несосудистые.

  • Сосудистые — имеют особые ткани (сосудисто-волокнистые пучки), которые помогают перемещать вещества, такие как вода, через тело растения. Большинство организмов, которые вы, вероятно, считаете растениями, например деревья, кустарники, травы и цветы, относятся к этой группе. Сосудистые растения также подразделяются на цветковые и нецветковые.
  • Несосудистые — это более мелкие растения, такие как мхи, которые используют диффузию и осмос для перемещения питательных веществ через тело растения.

Также растения принято подразделять на следующие группы:

  • Водоросли (зеленые водоросли, харофиты);
  • Мохообразные (печёночные мхи, антоцеротовые мхи, моховидные)
  • Сосудистые споровые (плауновидные, папоротниковидные);
  • Семенные растения (саговниковидные, гинкговидные, хвойные, гнетовидные, цветковые растения).

Основная структура растений

Лист — это орган растения, который специализируется на фотосинтезе. Листья улавливают энергию солнечного света, а также захватывают углекислый газ из атмосферы. Многие листья имеют плоскую форму, чтобы улавливать как можно больше солнечного света. Однако листья бывают разных форм, в том числе длинные тонкие иглы, которые можно найти на хвойных растениях.

Стебель — это основная часть, поддерживающая листья, цветы и плоды. У стеблей есть сосудистые ткани, которые перемещают питательные вещества и воду через растение, помогая ему расти. Растения часто хранят питательные вещества в стеблях.

Корень — осевой, как правило, подземный часть растений. Корни помогают удерживать растение и собирают воду или минеральные вещества из почвы. Некоторые растения хранят пищу в своих корнях. Есть два основных типа корней — это волокнистые корни и стержневые корни. Главный корень, как правило, имеет один большой стержень, который растет очень глубоко, в то время как волокнистые корни имеют много ответвлений, растущих в разных направлениях.

AntiLoh.info

Растения — живые существа!?

В мире растений остается множество тайн, загадок, сенсационных открытий. Результаты исследований, проведенные с разными растениями, изумляют даже самых опытных ученых.

Исследователи считают, что растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь; способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей; излучение, испускаемое ими, может быть зафиксировано датчиками. Они не могут убежать в случае опасности. Им приходится быть внимательнее и следить за тем, что происходит вокруг них.

Как можно объяснить то, что одни цветы и растения хорошо себя чувствуют и радуют нас своим цветением, а другие, самые неприхотливые через неделю поникают? Почему некоторые люди особенно благотворно влияют на растения? Растения, оказывается, реагируют на людей, на шум и другие явления, но вот каким образом — это остается загадкой. Они реагируют, когда люди любуются ими, хвалят.

Ученые утверждают, что растение может прореагировать, если вам придет в голову мысль сжечь один из листочков. Эксперименты показывают, что растения могут замедлить рост и даже погибнуть, если их хозяева не расположены или враждебно настроены к ним.

Улучшает ли музыка рост цветов? Так считают многие. Некоторые даже уверены, что Бах или другая классическая музыка благотворнее влияет на их рост, чем рок- музыка.

Некоторые утверждают, что они помнят убийцу своего предшественника и даже могут узнать его в толпе людей. Опыты ученых показывают, что растения действительно запоминают того, кто отрывал с них листья. Если один и тот же человек будет регулярно, в течение длительного времени повреждать листья, то через некоторое время датчики зафиксируют реакцию «испуга», и даже тогда, когда этот человек только войдет в комнату, даже не прикасаясь к растению.

Растения обладают памятью, чувством времени, интеллектом… Все растения — живые существа и они чувствуют отношение к себе и как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз. Они способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей. Излучение, испускаемое ими, может быть зафиксировано датчиками.

Исследования ученых показывают, что все растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь.

Если растение любимо и за ним ухаживают как за ребенком, то и оно отблагодарит положительной энергетикой. И все в точности наоборот: нелюбимое растение будет испускать импульсы негатива, и мы можем не знать, что причина головной боли и недомогания — всего лишь растение. Учеными давно доказано, что растения любят, когда с ними разговаривают, а так же могут скучать, любить или не любить и даже ревновать, чувствовать музыку.

Есть растения, которые просто не подходят тому или иному человеку или просто противопоказаны в доме. Нельзя держать в доме ни в живом, ни в засушенном виде такие растения как камыш, ковыль, перекати-поле. Это свободолюбивые растения, они сохраняют и источают энергию, провоцирующую уйти из дома. Анютины глазки, по мнению многих, тоже не для квартир, так как их традиционно сажают на могилах. Некоторые считают, что вьющиеся растения добавляют витиеватость и неискренность в семейные отношения. Например, считают, что хойя гонит мужчин на поиски новых приключений, ее так и прозвали — мужигон.

Строгие научные опыты проводили с растениями генетики. Они выключали в растениях определенные гены и смотрели, какая из функций у растений при этом выпадала. Так и нашли ряд молекулярных механизмов, лежащих в основе чувственных реакций.

Рассказывают, что в одной лаборатории, изучающей свойства растений, ухаживала за ними красавица-лаборантка. И вскоре сотрудники лаборатории обратили внимание на то, что один из испытуемых — великолепный фикус — влюбился в девушку. Стоило войти ей в комнату, как цветок переживал всплеск эмоций, что было видно на мониторе, и это выглядело как динамичная синусоида ярко-красного цвета. Когда же лаборантка поливала цветок или протирала его листья от пыли, синусоида на мониторе трепетала от счастья. Однажды девушка позволила себе безответственно пофлиртовать с коллегой, и фикус начал ревновать. Да с такой силой, что приборы зашкалили, и сплошная черная полоса на мониторе указывала, в какую пропасть отчаяния погрузилось влюбленное растение.

Некоторые умудряются использовать связь между растением и хозяином даже чисто механически, в быту. Например, Пьер-Поль Совен, установил дистанционный радиопередатчик, звонил с работы по телефону и управлял светом, температурой и записывающей аппаратурой в своей квартире. Возвращаясь домой, он приказывал своему филодендрону открывать дверь гаража. Филодендрон реагировал на голос хозяина, а регистрирующая аппаратура включала механизм автоматического открытия ворот.

Кен Хишимито выучил растения считать до двадцати и демонстрировал их математические способности всей Японии. Его книги «Вступление к сверхчувственному восприятию» и «Тайны мира четырех измерений» стали бестселлерами.

Отрывок из книги Владимира Солоухина «Трава»

«- Не удивляйтесь, — говорил академик, — мы проводим многочисленные опыты, и все они говорят об одном: у растений есть память. Они умеют накапливать и долгое время хранить впечатления. Одного человека мы заставили несколько дней подряд мучить и истязать куст герани. Он щипал ее, обрывал листья, колол иглой, делал надрезы, капал на живую ткань кислоту, подносил к листьям зажженную спичку, подрезал корешки…( КАКОЙ УЖАС!) Другой человек бережно ухаживал за тем же кустом герани: поливал, рыхлил землю, опрыскивал свежей водой, подвязывал отяжелевшие ветки, лечил ожоги и раны.

Потом мы подсоединили к растению электрические приборы, которые фиксировали бы и записывали бы на бумагу импульсы растения и смену этих импульсов. Что же вы думаете? Как только «мучитель» приближался к растению, стрелка прибора начинала бесноваться. Растение не просто «нервничало», оно боялось, оно пребывало в ужасе, оно негодовало, и, если бы его воля, оно, либо выбросилось бы в окно, либо бросилось на мучителя. Но стоило ему уйти, а на его место прийти доброму человеку, как кустик герани умиротворялся, его импульсы затухали, стрелка прибора чертила плавные и, можно сказать, ласковые линии.

— Теперь я понимаю, почему зацвела моя герань! — воскликнула другая добрая женщина, услышав об этих опытах. — Дело в том, что я на все лето уезжала из Москвы. Ухаживать за своими цветами поручила соседке. Она и ухаживала, и поливала их время от времени, выставив за окно. То ли кустик герани далековато стоял — не дотянуться, то ли соседка махнула на него рукой по той причине, что он захирел в первый же летний месяц, и было видно, что не жилец, но даже и тогда, когда неожиданно выпал ранний снег, соседка не убрала его в тепло.

Однако хозяйка, вернувшись домой после длительных летних странствий, пожалела герань. Тем более что у нее с этим цветком было связано что-то личное и лирическое. Она взяла его в комнату, оборвала сухие листочки, полила, обласкала. И вот полузасохшее, безнадежно больное растеньице на третий уже день выбросило алый цветок. А как, скажите, оно еще могло приветствовать свою добрую хозяйку и ее возвращение, как еще могло отблагодарить за любовь и за ласку, за спасение жизни?»

Растения — они живые или нет?

Для начала задумайтесь, что для вас значит словосочетание «живое существо», какие определения вы ему дадите?

1. Кто дышит,
2. Кто как-то реагирует на внешние раздражители,
3. С кем можно пообщаться,
4. Кто двигается.

А как вы считаете, растения – это живые существа? И что именно делает растения живыми? Давайте примерим на них каждое определение, и посмотрим, к какому выводу мы придём.

1. То, что растения дышат, учёными уже давно доказано.

2. Так же как и то, что они реагируют на свет, тепло, холод и другие внешние воздействия.

3. Теперь представьте себе две ситуации. В одной – человек разговаривает со своей собакой (кошкой или любым другим питомцем), гладит её, улыбается ей. А в другой – всё то же самое он проделывает со своими комнатными растениями. На какие размышления это наводит?

4. С первыми тремя определениями всё понятно, а вот как быть с четвёртым? Вы можете с уверенностью сказать, что растения двигаются? Ведь движение – это самое явное свидетельство того, что существо живо.

Ростовые движения

Можно сказать, что растения двигаются в процессе роста. Это на самом деле так, и в науке это называется ростовым движением. Растение поворачивает свои листики к источнику света – это тоже движение.

Но ростовые движения практически невидимы человеческому глазу, то есть, невидимы в реальном времени, сию секунду. Мы замечаем только результат ростового движения, потому что для нас процесс роста растений настолько растянут во времени, что мы его не ощущаем.

Однако у растений есть и более «быстрые» движения, которые можно заметить в течение дня. Например, раскрытие цветков с наступлением дня и их закрытие на ночь. Это явление имеет название – фотонастия.

Есть растения (например, крокусы и тюльпаны), которые открытием и закрытием цветков реагируют на изменение температуры. В этом случае явление носит название – термонастия.

Тургорные движения

Однако не все настии относятся к ростовым движениям. Некоторые из них происходят в результате изменения тургора (внутреннего гидростатического давления в живых клетках).

И эти тургорные движения просто нельзя не заметить, потому что они происходят прямо на наших глазах. Благодаря этому и может казаться, что растение действительно живое. Живое в том смысле, что двигается оно как насекомое или животное.

К примеру, есть такое явление, как сейсмонастия. Оно заключается в том, что листья растений моментально реагируют на прикосновение или толчок.

Венерина мухоловка

Примером может служить венерина мухоловка, когда она резко захлопывает свои створки при попадании на них насекомого.

Мимоза стыдливая

Ещё один пример сейсмонастии – удивительная способность мимозы стыдливой из семейства бобовых складывать свои листочки при малейшем прикосновении к ним. При этом в сложенных листьях временно приостанавливается процесс фотосинтеза. А раздражение распространяется на 10-15 см от очага, и, причём очень быстро – со скоростью 40-50 см/с.

Мимоза стыдливая

Эти движения объясняются потерей тургора нижней поверхности листьев. Учёные предполагают, что таким образом мимоза защищается от сильных ветров и ливневых дождей, которые могут нанести ей повреждения.

Точно также мимоза стыдливая реагирует на различные тепловые, электрические и химические воздействия. Это было выяснено в ходе эксперимента, во время которого на листья мимозы действовали огнём спички. Действие раздражителя испытали не только те листья, к которым поднесли спичку, но и соседние.

В результате учёные предположили, что мимоза обладает некой системой, похожей на нервную, по которой электрические импульсы передаются от одной ветки к другой. А где нервная система – там и разум. Стало быть, растения не только живые, но ещё и разумные существа.

Десмодиум крутящийся

Но есть ещё более интересное растение с необычной способностью двигаться – это десмодиум крутящийся, также из семейства бобовых. Высокими декоративными качествами он не обладает, но зато умеет «танцевать».

У десмодиума тройчатый лист – один крупный посередине и два мелких по бокам. Так вот эти мелкие листочки постоянно движутся, причём их движения не зависят от каких-либо внешних факторов – ни от дождя, ни от света или прикосновения.

Они просто крутятся в разные стороны, поэтому и создаётся впечатление, что он танцует. От этого и пошло название «крутящийся», а ещё его называют «растение-телеграф».

Такое явление, когда листья растений самопроизвольно совершают ритмичные движения, называется автонастия. Но десмодиуму можно приписать ещё и фотонастию, потому что в темноте он опускает, прижимает листики к стволу, а на свету опять поднимает.

Индийский ботаник из Калькутты Д. Ч. Боше попробовал записать «электрокардиограмму» десмодиума. Удивительно, но кривая пульсации мелких листьев оказалась почти такой же, как кривая биения человеческого сердца.

Интересно, что листики прекращают своё движение, когда гидростатическое давление в клетках десмодиума падает. Это может случиться при засухе, когда растение теряет много влаги.

В Индии есть ещё два интересных дерева, обладающих необычайной чувствительностью – билимби (огуречное дерево) и камерунга. Их листья обладают теми же способностями, что мимоза и десмодиум.

Кислица

Все вышеперечисленные растения растут в тропических широтах. Однако наша северная флора тоже может похвастаться чувствительными растениями, например, обыкновенная кислица.

Если вы резко ударите по её листьям, то увидите, как они постепенно начнут опускаться вниз. Правда, её движения гораздо более медлительны, чем у мимозы стыдливой. Нужно подождать минут пять, чтобы они полностью опустились. И в таком положении листья могут пробыть от 30 до 50 минут, затем они снова занимают исходное положение. Точно также кислица реагирует на темноту и слишком яркий свет.

Как мы видим, растения полностью удовлетворяют всем четырём определениям, которые были даны в начале статьи.

Правда, не все правильно поймут любителей разговаривать с растениями…

Но всё же, у скептиков теперь не должно остаться сомнений, что растения – это действительно живые существа, а не просто статичные элементы декора.

Конспект занятия в старшей группе «Растение как живое существо»

Юлия Желнова
Конспект занятия в старшей группе «Растение как живое существо»

Конспект занятия в старшей группе

«Растение, как живое существо»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о разных видах растений и их строении. Подвести детей к выводу о том, что растения живые существа.

Задачи:

1.Обучающие: Расширение первичных естественно — научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растения. Дифференцировать понятия: «дерево» «кустарник». Учить устанавливать причинно — следственные связи, рассуждать, делать вывод.

2.Развивающ ие: Развивать связную речь, способствовать обогащению словаря по теме; развивать наблюдательность, любознательность.

3. Воспитательн ые: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

— наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице, за их изменением в природе;

— рассматривание деревьев и кустарников в парке – узнавание их;

— беседа: «Деревья произрастающие на территории нашего детского сада».

— разучивание загадок, считалок о деревьях;

— рассматривание иллюстраций с изображением разных видов растений;

-проведение словесно-дидактических игр: «Раз, два, три к названному дереву беги», «Чей лист?», «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Назови ласково»;

Ход занятия

Дети входят в группу, встают полукругом

Восп-ль: Ребята сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку, садитесь поудобней, ставьте ушки на макушке, слушайте…

В некотором царстве жили-были роза, акация, сосна, тыква, ель, незабудки кабачки, яблоня, смородина.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Восп-ль: Мы с вами окружены природой – фауной и флорой. Флора, что это?

Дети: Фауна — это царство животных. Флора – это царство растения, деревья, цветы и т. д.

Восп-ль: Скажите, где растут растения?

Дети: В лесу, пустыне, ответы детей … и дом на окне.

Восп-ль: Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы узнаете, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много»

Восп-ль: Назовите, какие вы знаете деревья?

Дети: дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан.

Восп-ль: Как вы узнали, что это деревья?

Дети: высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой.

Восп-ль: А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

Как отличить нас? Очень просто!

У – У дерева ствол выше ростом.

С – Стволов же больше – у меня.

Т – Так как же называюсь я?

Воспитатель: Какие вы знаете кустарники?

Дети: сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.

Воспитатель: Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Дети: ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой.

3–я загадка: и, наконец, кто же третий житель царства?

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету.

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее нельзя:

Она их главная еда.

Восп-ль: А по каким признакам мы можем отличить траву?

Дети: они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.

Восп-ль: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру. Перед вами разные растения. Вам нужно разделить их на три группы: деревья, кустарники и травы.

Дидактическая игра «Раздели растения по группам»

Восп-ль: Вы называли деревья, кусты, травы, они такие разные. Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды.

Воспитатель: Давайте подумаем, для чего растениям корень?

Дети: дышит, питает, удерживает в земле.

Восп-ль: Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Восп-ль: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети: по стеблю вода поступает к листьям и цветкам. (отвечают на вопрос, используя схему)

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

Восп-ль: А для чего растению нужны листья?

Дети: Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, и выделяет кислород.

Восп-ль: Правильно, лист необходим растениям для того чтобы дышать, испарять лишнюю влагу. И еще одна важная функция листа — выработка кислорода. Благодаря этому, мы с вами можем дышать.

Физкультмину тка

Станем мы деревьями сильными, большими.

(Поднять руки вверх, подтянуться)

Ноги – это корни, их расставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали,

(Руки вниз, пальцы растопырить)

Из глубин далеких воду доставали.

(Наклон вперед, сделать ладони горстью)

Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

(Ладонями изобразить крышу)

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют

(руки вверх, сомкнуть над головой)

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют

Пальцы веточками будут, листья закрывают их

(пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Восп-ль: Ребята, а растения живые или неживые?

Дети: (Ответы детей)

Восп-ль: А почему вы говорите, что растения живые?

Дети: (Они растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают)

Восп-ль: Что нужно растению для жизни?

Дети: (свет, тепло, вода, почва, ветер)

Восп-ль: Что дает растениям Солнце?

Дети: свет и тепло

Восп-ль: Солнце источник света. Растения не могут жить без света. Оно как художник окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Солнце это источник тепла. Разные растения по — разному относятся к теплу. Одни растения могут жить в холоде, другие только в тепле.

Восп-ль: Зачем нужна растениям Вода?

Воспитатель: Деревья пьют воду как люди. Одним деревьям нужно много воды, другие обходятся небольшим количествам.

Воспитатель: Откуда растения берут воду?

Восп-ль: А для чего растениям воздух?

Восп-ль: Деревья, как и люди должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают.

Восп-ль: А сейчас ребята, я вам предлагаю нарисовать то, без чего растения жить не могут.

(Дети рисуют солнышко, тучку с каплями, поток воздуха — ветер).

Восп-ль: Ребята, а как мы должны относиться к растениям, чтобы они радовали нас своей красотой и не погибли?

Ребенок: Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы.

Восп-ль: Что нельзя делать на природе?

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Восп-ль: Итак, ребята давайте подведем итог нашего занятия.

1. На какие три группы мы можем разделить все растения?

2. Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

3. Какие факторы необходимы растениям для жизни?

4. Как мы должны относиться к растениям, чтобы они радовали нас своей красотой и не погибли?

Прикреплённые файлы:

otkrytoe-zanjatie-carstvo-rastenii_gmnnd.pptx | 19126,05 Кб

Неомарика. Комнатное растение в нашей группе «Будем знакомы, Неомарика!» В нашей группе есть очень красивое необычное комнатное растение. Мы с ребятами не первый год ухаживаем за ним,.

Конспект беседы «Багульник — растение Приморской тайги» (для подготовительной группы) Конспект беседы: «Багульник – растение Приморской тайги» (для подготовительной группы) Цель: знакомство с растением Приморского края – рододендроном.

Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Цель: обобщить представления о правилах дорожного движения.

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка». Нетрадиционная техника рисования (воск и акварель) Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.

Конспект НОД по ИЗО «Комнатное растение» рисование с натуры Конспект НОД по ИЗО «Комнатное растение» рисование с натуры Цель: Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое — неживое». Цель: Сформировать.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Растения [Plantae, Vegetabilia]

Растения (Plantae, или Vegetabilia) — это многоклеточные эукариотические автотроф­ные организмы, тело которых разделено на вегетативные органы — ко­рень, стебель и листья.

Живые организмы питают­ся, дышат, выделяют ненужные вещества, размножаются, растут, развиваются, реагируют на изменения в окружающей среде. Все эти признаки характерны и для растений. Поэто­му растения — живые организмы.

Для растительной клетки ха­рактерны пластиды, оболочка и вакуоли. Растения оби­тают на всех континентах Земли.

Растения обеспечивают пищей и кислородом все живые организмы.

Эволюция растений

Ученые считают, что предками растений были водоросли. В отличие от водорослей, которые в основном живут в воде, растения господствуют на суше. Мы видим их в лесах, на лу­гах и болотах, по берегам рек и озер. Их выращивают в са­дах, парках и скверах, на полях и огородах.

Освоение растениями суши сопровождаюсь формировани­ем у них приспособлений, которые обеспечили их выживание в новых наземных условиях.

Появление тканей у растений

У многих видов многоклеточных водорослей тело со­стоит практически из одинаковых клеток, и каждая клетка способна выполнять все функции, характерные для водорос­ли. А как у растений? Функции в многоклеточном организ­ме растений выполняют не отдельные клетки, а группы кле­ток. Одна группа клеток, например, выполняет функцию за­щиты, другая — функцию транспорта веществ по организму, третья — осуществляет фотосинтез и т. д. Таким образом, для выполнения функций у растений формируются разные виды клеток. При этом клетки каждого вида различаются по строению. Для выполнения определенных функций клетки объединяются в группы, которые называются тканями.

Таким образом, в результате освоения растениями суши у них сформировались не только органы, но и ткани, из кото­рых состоят органы.

Первые наземные растения имели вид небольших слаборазветвленных веточек. Клетки верхних веточек этих растений осуществляли фотосинтез, а клетки нижней части всасыва­ли из почвы воду. Для нормального существования растений необходимо было постоянное продвижение воды к верх­ней части растения и органических ве­ществ — в обратном направлении. Эта необходимость обусло­вила развитие проводящих тканей, которые и осуществляют транспорт веществ в теле растений.

Многообразие растений

Растительный мир богат и разно­образен. В настоящее время насчитывается более 300 тыс. ви­дов растений, которые распространены на всех континентах земного шара. Среди них есть гиганты высотой 120-150 м (секвойи. эвкалипты, баобабы) и совсем крохотные (напри­мер, ряска) величиной 0,3-0,4 см.

Самое большое дерево на Земле — секвойядендрои гигантский или мамонтово дере­во. Достигает высоты 100 и более метров, ствол до 10 м в диаметре. Живет до 3 тыс. лет. На ри­сунке вы видите тоннель в нижней части ствола секвойядендрона, через который свободно проез­жает автомобиль.

Растения различаются и по продолжительности жизни. Одни живут всего несколько месяцев (веснянка весенняя — 1,5-2 месяца). А некоторые дубы растут 300-400 лет.

Разнообразны растения по внешнему виду и внутреннему строению.

Жизненные формы растений

Растения существуют в виде различных жиз­ненных форм: деревьев, кустарников, кустарничков, трав.

Травы бывают однолетними, двулетними и многолетни­ми. Деревья, кустарники, кустарнички — многолетние растения.

Строение растений

Внешнее строение растений (органы)

Растении состоят из органов. Ор­ган — это часть организма, выполняющая определенную функцию и имеющая приспособленное для этого строение. Стебель, листья и корень называются вегетативными органами.

Корень

У большинства растений есть корни, которые удерживают растения в почве. Корни поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Листья выполняют функцию фотосинтеза, испарения воды и газообмена.

Стебель

Стебель связыва­ет корень и листья между собой.

Побег

Стебель с расположенными на нем листьями называется побегом.

Цветок

У большинства расте­ний формируются цветки, из которых образуются плоды и семена (рис. 63). Эти органы выполняют функцию размно­жения и расселения растений.

Внутреннее строение растений (клетки)

Схемы строения рас­тительной и животной клеток имеют общие структуры (рис. 64). Это цитоплазма с органоидами, ядро и цитоплаз­матическая мембрана, которая окружает цитоплазму. А чем эти клетки различа­ются? В растительной клетке есть зеле­ные пластиды — хлоропласты, придаю­щие клеткам зеленую окраску (рис. 65).

Пластиды

Пластиды бывают трех видов.

Хло­ропласты содержат пигмент хлоро­филл — в них осуществляется фото­синтез. Хлорофилл образуется в хлоро­пласта х на свету. Если растению света недостаточно, хлорофилл разрушается.

Лейкопласты — бесцветные пластиды, в которых запаса­ются углеводы (крахмал), белки или жиры (рис. 66).

Хромо­пласты содержат пигменты желтого, красного или оранжево­го цвета (рис. 67). Они обусловливают яркую окраску цветков и плодов многих растений, а также осеннюю окраску листьев.

Вакуоли

В растительных клетках есть вакуоли, заполненные раст­вором различных веществ. Этот раствор называется клеточ­ным соком. Клеточный сок определяет вкус многих плодов. Вакуоли являются источником запасных пи­тательных веществ и резервуаром воды в клетке. Благода­ря давлению, которое создают молекулы воды в вакуоли, живые растительные клетки поддерживают свою упругость.

Клеточная обо­лочка

Снаружи растительную клетку покрывает клеточная обо­лочка (клеточная стенка). Она достаточно прочная и защи­щает клетку от повреждений, проникновения в нее бактерий и других организмов. У многих клеток оболочка достигает значительной толщины. В оболочке есть специальные обра­зования — поры, по которым различные вещества могут пе­редвигаться из клетки в клетку. Оболочка некоторых клеток пропитывается специальным веществом. В результате этого она становится прочной, твердой и непроницаемой для раз­личных веществ (говорят, что оболочка одревесневает). При этом поступление веществ в клетку прекращается, и ее живое содержимое отмирает. Прочная оболочка остается суще­ствовать в органах растений.

В клетках бактерий ядро отсутствует. А в клетках растений есть оформленное ядро. Следовательно, растения, как протисты и грибы, являются эукариотами.

Ткани растений

Питание растений

Все растения многоклеточные. Их органы образованы огром­ным количеством клеток. Клетки листьев и молодых стеблей содер­жат зеленый пигмент хлорофилл, способный поглощать солнечный свет. Используя солнечную энер­гию, растения синтезируют из воды и углекислого газа органи­ческие вещества. Органические вещества являют­ся строительным материалом для молодых клеток и органов расте­ний, а также источником энер­гии для различных процессов, протекающих в них. Таким образом, большинство растений являются автотрофами.

Размножение растений

  • Бесполое размножение
    • Вегетативное размножение
  • Половое размножение

Распространение растений

Растения распространены на всем земном шаре — от ледяных пустынь Антарктиды и Арктики до горячих пустынь Африки (рис. 68). Больше всего видов растений обитает во влажных тропических лесах.

Большинство растений живет на суше, но многие обитают в водоемах или около них. Растения хорошо приспособлены к условиям существования в разных местообитаниях.

Систематика растений

Классификация растений

  • Низшие растения
    • Глаукофитовые водоросли
    • Диатомовые водоросли
    • Зелёные водоросли
    • Бурые водоросли
    • Красные водоросли
  • Высшие растения
    • Споровые растения
    • Моховидные
    • Сосудистые растения
      • Папоротниковидные
      • Плауновидные
    • Семенные растения
      • Голосеменные
      • Цветковые растения

Выращивание растений

Изучение растений

Изучением растений занимается ботаника. Она исследу­ет жизнь растений, их строение, распространение, взаимо­связь с окружающей средой и друг с другом. Изучение бо­таники дает возможность каждому из нас не только узнать жизнь растений, но и принять активное участие в охране природы и рациональном использовании растительных ре­сурсов.

Роль растений в природе

Растения, ис­пользуя энергию солнечного света, синтезируют и накапли­вают в своих органах органические вещества. При фотосинте­зе в окружающую среду выделяется кислород. Растения, та­ким образом, обеспечивают пищей и кислородом все живые организмы на Земле. В ходе фотосинтеза растения поглоща­ют из воздуха углекислый газ и тем самым предотвращают накопление его в атмосфере.

Заселяя поверхность суши, покрывая значительные участ­ки безводных пустынь и топких болот, проникая в глубины пресных и соленых водоемов, поднимаясь высоко в горы, рас­тения формируют растительные сообщества, в которых оби­тают различные животные. Леса, луга, водоемы — это и жи­лище, и корм для животных. Без зеленых растений жизнь на Земле, такой как мы ее знаем, была бы невозможна.

Охрана растений

Растения играют важнейшую роль в природе и жизни человека, обеспечивая большинство живых орга­низмов органическими веществами и кислородом. Расте­ния являются сырьем для многих отраслей промышленно­сти, применяются для озеленения помещений, дворов, го­родов и поселков. Растения нуждаются в рациональном использовании и охране. Поэтому необходимо помнить, что охрана окружающего мира это дело каждого человека. Прежде чем сорвать цветок, сло­мать ветку или поймать бабочку, следует подумать, а так ли это необходимо. Нужно помнить, что жизнь каждого живо­го организма так же ценна, как и твоя собственная, и никто не имеет права ее отнимать. Жизнь — это самая большая ценность на Земле! Сохранение и приумножение живой при­роды — залог благополучия нашего и грядущих поколений людей.